Popular Post A108.net Posted December 30, 2012 Popular Post Share Posted December 30, 2012 В своём труде "Бхакти-расамрита-синдху" (1.4.15) Шрила Рупа Госвами обозначил восемь ступеней духовной жизни, наивысшей из которых является према. Первой ступенью является вера (шрадха), затем - общение с вайшнавами (садху-санга), бхаджан (бхаджана-крия), очищение сердца от материальных привязанностей (анартха-нивритти), глубокий вкус (ручи), любовное влечение к Господу (асакти), духовное чувство (бхава) и, наконец, чистая любвь к Кришне (према). Quote adau sraddha tatah sadhu-sango’tha bhajana-kriya |. tato’nartha-nivrttih syat tato nistha rucis tatah ||1.4.15|| athasaktis tato bhavas tatah premabhyudancati | sadhakanam ayah premnah pradurbhave bhavet kramah ||1.4.16|| ”In the beginning one must have a preliminary desire for self-realization. This will bring one to the stage of trying to associate with persons who are spiritually elevated. In the next stage one becomes initiated by an elevated spiritual master, and under his instruction the neophyte devotee begins the process of devotional service. By execution of devotional service under the guidance of the spiritual master, one becomes free from all material attachment, attains steadiness in self-realization, and acquires a taste for hearing about the Absolute Personality of Godhead, Sri K?a. This taste leads one further forward to attachment for K?a consciousness, which is matured in bhava, or the preliminary stage of transcendental love of God. Real love for God is called prema, the highest perfectional stage of life. ” Рупа Госвами выделяет три чётких ступени на пути духовного развития человека от садханы (практики преданного служения) к садхье (цели такого поклонения). Это собственно садхана-бхакти (практика бхакти-йоги), бхава-бхакти (пробуждение экстатических эмоций), и према-бхакти (вечное преданное служение, проникнутое чистой любовью). Чайтанья Чаритамрита (1.13.39): Quote двадаша ватсара шеша рахила нилачале премавастха шикхаила асвадана-ччхале Последние двенадцать лет Он жил в Джаганнатха-Пури и на собственном примере учил всех наслаждаться трансцендентным вкусом экстатической любви к Кришне. КОММЕНТАРИЙ Бхактиведанта Свами Прабхупады: Человек, обладающий сознанием Кришны, всегда ощущает разлуку с Кришной, поскольку это чувство сильнее, чем радость встречи с Ним. В Свои последние двенадцать лет в этом мире, находясь в Джаганнатха-Пури, Шри Чайтанья Махапрабху учил людей тому, как чувство разлуки с Господом помогает пробудить в себе дремлющую любовь к Кришне. Чувство разлуки и чувство встречи с Кришной характеризуют разные ступени любви к Богу. Со временем эти чувства развиваются в том, кто серьезно занимается преданным служением. Высшая ступень любви к Кришне именуется према-бхакти, но, чтобы достичь этой ступени, нужно выполнять правила садхана- бхакти. Не следует пытаться достичь стадии према-бхакти искусственными способами, без строгого следования регулирующим принципам садхана-бхакти. Человек, достигший ступени према-бхакти, наслаждается вкусом любви к Богу, тогда как находящийся на ступени садхана- бхакти в основном занят совершенствованием своего преданного служения. Шри Чайтанья Махапрабху на собственном примере учил, как заниматься преданным служением во всех его деталях. Он Сам говорит: апани ачари' бхакти шикхаиму сабаре. Шри Чайтанья Махапрабху - Сам Кришна. В роли кришна-бхакты, Своего преданного, Он учил весь мир тому, как заниматься преданным служением, чтобы в положенный срок вернуться домой, к Богу. Из данного примера из Чайтанья Чаритамриты видно, что заниматься любым видом бхакти нужно начиная с садхана-бхакти. Принцип следования (ученичества) прослеживается на всех стадиях практики и сохраняется в духовном мире, по достижении духовного тела в личных играх Господа на Вайкунтхе или Голоке. Различают два вида практики в зависимости от настроения (стремления) практикующего: рагануга-бхакти и вайдхи-бхакти. На начальных этапах (садхана-бхакти) внешне эти практики никак не отличаются. Внутренне отличия могут проявляться в оттенках настроения преданности, которые становятся четко различимы на уровне бхава-бхакти и према-бхакти в дальнейшем. Отличия заключаются в стремлении практикующего в будущем идти по пути практики настроения айшварьи (преклонения перед величием Господа Нараяны), что приведет практикующего на Вайкунтху, или в стремлении практикующего в будущем стать рагануга-бхактой, то есть развивать в себе чувство интимной близости с Кришной, медитируя на его аспект сладости (мадхурьи), что приведет на Голоку Вриндавану. Это два разных пути, которые на начальных этапах садхана-бхакти практически неотличны. Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.296: Quote шраванокиртанадини вайдха-бхактй-удитани ту йани ангани ча тани атра виджнейани манишибхих Составляющие бхакти, такие как шравана, киртана, гуру-пада-ашрая и другие, ранее описанные в вайдхи-бхакти, необходимы и в рагануга-бхакти. Таково мнение разумных людей. Квалификацией для следования по пути вайдхи или рагануги является личный адхикар (способность), развитый в этой жизни или в предыдущих благодаря общения с возвышенными вайшнавами, практикующими один из этих двух видов преданности. Подробнее об отличиях вадхи-бхакти и рагануга-бхакти. Из примера в Чайтанья Чаритамрите (1.13.39) мы видим, что заниматься практикой бхакти нужно под руководством возвышенного преданного - маха-бхагавата ачарьи. Даже на начальных стадиях садхана-бхакти человек может слушать в обществе возвышенных вайшнавов о нектарных лилах Господа Кришны и его спутников во Врадже: гопи, гопов, коров и так далее. Это очистит сердце от вожделения. У такого человека должна быть сильная жажда слушать о таких играх, что называется лобхой. Слушать нужно от квалифицированных гуру. Это является желанием Шрила Рупа Госвами, Шри Чайтанья Махапрабху и идет в строгом соответствии со следущим наставлением Вьясадевы в Бхагавата Пуране (Шримад Бхагаватам) стих 10.33.39: Quote "Любой, кто слушает повествования об играх Кришны с гопи во Врадже и пересказывает услышанное, быстро обретает (пара-) чистое бхакти и потом из его сердца уходит вожделение". Махапрабху назвал Шримад Бхагаватам - безупречным доказательством. Здесь сказано, что сначала человек слушает лила-катху, благодаря которой к нему приходит чистая бхакти, любовь к Кришне, и только благодаря чистой любви к Кришне его сердце очищается от вожделения. Комментарий Шрила Вишванатхи Чакраварти Тхакура к Шримад Бхагаватам 10.47.59 гласит: Quote "... Поэтому неправильно считать, что Бхакти-деви входит в сердце только после того, как оттуда ушли все анартхи, апарадхи, вожделение и другие "болезни". Наоборот, по милости Верховного Господа или Его преданных, или благодаря совершению садханы-бхаджана с верой, вначале это редкое Бхакти входит в сердце, и затем уже все анартхи сами собой исчезают. Такое понимание совершенно правильно". Подробнее о выборе пути (рагануга или вайдхи). 2 Link to comment 538 172.5k
Popular Post A108.net Posted December 30, 2012 Author Popular Post Share Posted December 30, 2012 Основной вывод таков, что под садханой не следует понимать только/лишь религиозные ритуалы или механистическое выполнение предписаний для тела (что есть, сколько раз заниматься сексом и т. п. ). Основным и самым важным элементом садхана-бхакти для Гаудия-вайшнава является слушание раса-катхи (лила-катхи) об играх Кришны и спутников во Врадже из уст возвышенных вайшнавов. Такая садхана-бхакти будет приятна телу, уму и сердцу и никогда не будет сухой, даруя нескончаемое и всё возрастающее желание практиковать Кришна-бхакти (сознание Кришны). 2 Link to comment 538 172.5k
Zero Posted January 2, 2013 Share Posted January 2, 2013 В "Бхакти-расамрита-синдху" Рупа Госвами учит, что бхакти делится на три ступени: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Садхана-бхакти может развиваться в двух направлениях: вайдхи-садхана-бхакти и рагануга-садхана-бхакти. В бхава-бхакти, которое развилось из вайдхи-садхана-бхакти, и в према-бхакти, проявившемся из этого вида бхава-бхакти, преобладает айшварья-гьяна, или знание о величии и могуществе Господа, тогда как бхава, развившаяся из рагануга-садхана-бхакти, и према, которая развилась из этой бхавы, отличаются преобладанием мадхурьи, или знанием об очаровании и сладости Кришны во Врадже, где нет и тени айшварьи-бхавы. Только тот, кто развил прему с преобладанием мадхурьи, в которой нет ни малейшей примеси айшварьи-бхавы (благоговейного страха), получает возможность с любовью служить Божественной Чете, Враджендра-нандане Кришне и Вришабхану-нандини Шримати Радхике, тогда как према с преобладанием айшварьи приводит на Вайкунтху. Таким образом, существует тонкое, но весьма существенное различие между бхавойи премой, возникающими из вайдхи-садхана-бхакти и из рагануга-садхана-бхакти. На это фундаментальное различие указывают все ачарьи Гаудия-вайшнава-сампрадаи. В "Чайтанья Чаритамрите" (Ади, 3.15-17) сам Господь Кришна сказал об этом так: "сакала джагате море каре видхи-бхакти видхи-бхактйе враджа-бхава"... "Повсюду в мире люди поклоняются Мне, следуя правилам вайдхи-бхакти, данным в священных писаниях. Однако с помощью вайдхи-бхакти невозможно приблизиться ко Мне в Моём высшем образе, который Я являю во Врадже. В вайдхи-бхакти преобладает айшварья-гьяна. Весь мир пронизан представлениями, основанными на айшварья-гьяне, однако према, ослабленная примесью айшварьи, не приносит Мне удовольствия. Те, кто поклоняется Мне в духе вайдхи-бхактии айшварья-гьяны, попадают на Вайкунтху и обретают четыре вида освобождения: саршти (право владеть такими же богатствами, как и Господь), сарупья (право иметь тело и внешность, как у Господа), самипья (право лично общаться с Господом) и салокья (право жить в обители Господа) ". Глубокая привязанность, основанная на сильном спонтанном влечении к объекту любви, называется рагой. Бхакти,проникнутое такой глубокой привязанностью к Шри Кришне, называется рагатмика-бхакти. Спонтанное (рагатмика-) бхакти есть только у вечных спутников Кришны во Врадже. Практика, в процессе которой преданный следует настроению рагатмика-бхакт, называется рагануга-бхакти. Другими словами, те, у кого нет спонтанного бхакти, но кто имеет желание обрести такое бхакти, это рагануга-садхаки. Сильное желание, стремление развить то же настроение, что и у рагатмика-бхакт, является единственным условием для того, чтобы начать практику рагануга-садханы. 1 Link to comment 87 122
A108.net Posted January 2, 2013 Author Share Posted January 2, 2013 Что включает в себя постоянная практика рагануга-садханы Что включает в себя постоянная практика рагануга-садханы? Шри Упадешамрита Автор Рупа Госвами Текст 8 (Практика бхаджана и лучшее место для занятий бхаджаном) Преданный должен жить во Врадже и, следуя вечным обитателям Враджа, которым присуща спонтанная любовь к Шри Кришне, посвятить все свое время тому, чтобы последовательно занимать свой язык и ум повторением и памятованием имен и описаний образа, качеств и развлечений Кришны. В этом суть всех наставлений. Скачать "Шри Упадешамриту" Шрила Рупа Госвами на русском языке: Sri Upadesamrta rus.pdf Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет в комментарии к этому стиху в Нектаре Наставлений, что садхак должен поселиться в уме на Голока Вриндаване. В Рага-вартма-чандрике (1.2.295) Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит стих из Бхакти Расамрита Синдху Шрила Рупа Госвами, где описывается практика рагануга-бхакти садханы: сева садхака-рупена сиддха-рупена чатра хи тад-бхава-липсуна карйа враджа-локанусаратах В этом стихе говорится о том, что нужно вести образ жизни садхаки, беря пример с Рупы, Санатаны, Рагхунатхи Даса Госвами и других ачарьев. Сиддха-рупена в этом стихе означает, что нужно совершать служение в уме, созерцая (медитируя на) свое духовное тело (сиддха-деха или сиддха-рупена), которое позволяет непосредственно служить Радхе и Кришне в духовном мире на Голока Вриндаване. Осознание своей сиддха-дехи приходит по милости гуру или любого чистого преданного расика вайшнава. Смысл в том, что общение с расика вайшнавом помогает осознать глубже свои чувства к Кришне. В медитации рагануга-садхак совершает служение в ашта-калия-лиле Радхи и Кришны. Постепенно он достигает уровня сварупа-сиддхи, что означает, что он полностью осознал свою сварупу (духовную форму). Оставив материальное тело, он достигает васту-сиддхи (вечное духовное тело). Когда говорят о медитации на сиддха-деху - это не означает, что у тебя уже есть это духовное тело. Человек созерцает, медитирует на него в уме. А васту-сиддхи - означает, что он уже обрел это духовное тело. Рагануга-бхакти состоит из 5 анг. Рупа Госвами в Бхакти-расамрита-синдху одним из пяти самых могущественных анг бхакти назвал НЕ ЧТЕНИЕ Шримад Бхагаватам, а - СЛУШАНИЕ объяснений стихов Шримад Бхагаватам из уст расика-вайшнава. Почему от расика-вайшнава, а не от любого? Потому что только расика-вайшнав воспринимает бхакти-расу (определенный вкус любовных отношений) сам и может открыть её другому. Практикующий осознает себя как садхак и как сидха. Как сиддха он осознает себя спуником Кришны. А как садхак следует определенным внешним правилам и предписаниям, которые напоминают, но не всегда одинаковы с процессом вайдхи-бхакти садханы. Вайдхи-бхакти садхана состоит из строгого следования определенным внешним правилам и предписаниям. Следуя ей, человек не медитирует на близкие отношения с Господом как в рагануга-бхакти садхане. Вайдхи-бхакти садхана развивает настроение айшварьи - почтения, благоговения. Она ведет практикующего на Вайкунтху, в обитель Господа Нараяны, где основное настроение - почитание величия Господа Нараяны (айшварья) или в Двараку, обитель Господа Кришны Дваракадиши. Рагануга-бхакти садхана развивает настроение мадхурьи - сладости. Она ведет практикующего на Голока Вриндавану, в обитель близких отношений с Радхой и Кришной Враджендрананданой. В этих отношениях нет места преклонению перед Кришной, как перед Богом (айшварья). Он воспринимается в одной из пяти рас как возлюбленный, друг, сын и так далее. В ИСККОН (Международное общество сознания Кришны) считается, что человек должен обязательно на начальных этапах следовать вайдхи-бхакти садхане. И лишь потом, естественным образом, на каком-то этапе, по мере очищения сознания он автоматически достигнет уровня спонтанного служения в духе рагатмика-бхакти. Это является апа-сиддхантой (ложной концепцией). Практика рагануга-бхакти и практика вайдхи-бхакти не являются взаимодополняющими, пересекающимися. Это два совершенно разных параллельных в каком-то смысле процесса, которые могут начинаться одновременно. То есть человек может выбрать с самого начала, каким путем ему идти: рагануга-бхакти садхана или вайдхи-бхакти садхана. А может попрактиковать вайдхи-бхакти садхану и потом переключиться на рагануга-бхакти садхану по своему желанию. Link to comment 538 172.5k
Recommended Posts