Jump to content
  • A108.net

    Прабодхананда Сарасвати
    Шрила Прабодхананда Сарасвати

    Чайтанья, НитьянандаШрила Бхактисиддханта Сарасвати в своем "Введении" к изданной в Чайтанья Матхе "Чайтанья-чандрамрите" приводит великолепный очерк жизни Прабодхананды Сарасвати. Ощущая себя неспособными сколько-нибудь улучшить его описание, мы просто воспроизведем его здесь на благо читателя:

    В 1510 году христианской эры Шри Кришна Чайтанья Махапрабху под предлогом паломничества отправился в Южную Индию; истинным же Его намерением было явить Свою милость преданным. Направившись из Пури в Ориссу и следуя далее на юг, Он достиг берегов реки Годавари, откуда продолжил Свой путь по различным святым местам. Махапрабху опомнился лишь в Шрирангаме, в день экадаши прибывающей луны месяца Ашарх. Санньяси традиции Дашами, к числу которых Он относился, обычно соблюдают обет Чатурмасьи, и Господь решил провести эти четыре месяца в городе Шрирангам.

    Шрирангам известен как место пребывания множества вайшнавов сампрадайи Шри. Не секрет, что вайшнавы этого направления очень строго следуют своей практике, и по этой причине смарта-брахманы по всей Южной Индии находят весьма затруднительным жить в деревнях, где их множество. В то время, когда Шрирангам посетил Махапрабху, он почитался святым местом и был населен исключительно вайшнавами сампрадайи Шри. Именно по этой причине Махапрабху и признал Шрирангам самым благоприятным местом для соблюдения четырехмесячного обета, вследствие чего, проповедуя о Кришне, и провел это время в помещениях храма Ранганатх.

    Три брата - Тирумалаи, Венката и Прабодхананда - в то время совсем недавно переехали в Шрирангам из Майсора; по происхождению они были не тамильцами, но выходцами из Андхра- или Уттар-Прадеш. Господь был настолько милостив к этой брахманской семье, что провел в их доме все четыре месяца сезона дождей. Известно, что вайшнавы Шри-сампрадайи преданы поклонению Лакшми-Нарайяне, но, по благословению Махапрабху, в семье Бхатта развился вкус к Кришна-расе.

    У среднего брата, Венкаты, в то время был пятилетний сын Гопал, впоследствии прославившийся как один из шести Госвами. Разговор Господа с Венката Бхаттой описан в девятой главе Мадхья-лилы "Чайтанья-чаритамриты", и, хотя мы ничего не знаем о Тирумалаи, мы можем полагать, что он, как и его братья, был всецело предан Шри Чайтанье Махапрабху.

    В преданности Шри Чайтанье никто бы не смог сравниться с младшим братом, Прабодханандой. Именно благодаря его чистым, безукоризненным наставлениям сын Венкаты, Гопал Бхатта, стал впоследствии великим ачарьей школы Гаудийя Вайшнава, а сам Прабодхананда занимает исключительно высокое место среди остальных последователей Чайтаньи Махапрабху. В своей "Гаура-ганоддеша-дипике" Кави Карнапур пишет о нем как о воплощении гопи Тунгавидьи, "Хари-бхакти-виласа" сообщает о нем как о гуру Гопала Бхатты Госвами, исключительно дорогом Господу Чайтанье, что же касается "Бхакти-ратнакары", то она посвящает ему следующие слова:

    "Каждый прославлял достоинства Прабодхананды, удостоенного титула "Сарасвати", под которым он прославился среди людей. Обладающий всей полнотой божественности Всевышний Господь Шри Кришна Чайтанья был столь дорог Прабодхананде, что ни наяву, ни даже во сне тот не знал ничего, помимо Господа. Прабодхананде была свойственна великая отреченность; подобный воплощению нежности и любви, он обладал исключительно красивой внешностью и был прекрасным поэтом и, кроме того, был весьма сведущ в пении, игре на музыкальных инструментах и танце; каждый испытывал радость, внимая звукам его речи - таковы некоторые из безграничных достоинств Прабодхананды Сарасвати" (Бхакти-ратнакара, 1.149-153).

    Прабодхананда становится жителем Враджа

    Несколькими годами спустя после возвращения Махапрабху в Пури Прабодхананда достиг глубокого осознания сокровеннейших сторон учения Чайтаньи Махапрабху. Покинув Шрирангам, он избрал местом жительства Камьяван, расположенный в районе Матхуры. Постепенно развив в себе, подобно своему учителю, глубокое стремление стать обитателем Враджи, Гопал Бхатта последовал путем, избранным его дядей и духовным наставником.

    Многие люди задаются вопросом: "Если Прабодхананда был действительно столь дорог Чайтанье, почему же о нем не рассказано в "Чайтанья-чаритамрите" Кришна Даса Кавираджа Госвами?" Как мог Кришна Дас не упомянуть, на радость вайшнавам, об играх этого выдающегося святого? Ответ на этот вопрос мы находим в "Бхакти-ратнакаре". Нарахари Чакраварти пишет: "Одни авторы рассказывали о деяниях Гопала Бхатты, а другие умолчали о них. Люди, неспособные видеть причину этого, ввязываются в пустые споры и, в конечном счете, позволяют укорениться в них оскорбительным чувствам. Некогда великие поэты, расика-бхакты, подобные Кришна Дасу Кавираджу Госвами, вполне способные описать эти вещи, все же умолчали о них ради того, чтобы другие смогли описать их в будущем. С полной готовностью одобрив написание "Чайтанья-чаритамриты", Гопал Бхатта, все же, не разрешил Кришна Дасу написать что-либо о нем самом. Кто знает причину, по которой он пошел на это? Скорее всего, эта причина - в его великом смирении. Но Кришна Дас Кавирадж Госвами не мог пренебречь его указанием (Бхакти-ратнакара, 1.209...223).

    Прабодхананда и свакийя-раса

    Часть вайшнавов-рупанугов находит в работах Прабодхананды склонность к учению о свакийе; убежденные в превосходстве паракийя-вады Рупы Госвами, такие вайшнавы не проявляют желания изучать произведения Прабодхананды. Убежденные, что каждый, преданный Чайтанье Махапрабху, уже тем самым благословлен свыше, мы отказываемся от бесполезных споров и просто следуем беспристрастному комментатору Нарахари Чакраварти, наслаждаясь произведениями Прабодхананды, исполненными сладости служения Кришне в духе паракийи.

    Стилю Прабодхананды в равной степени присуща особая философская глубина и сладость священной любви. Преданные Махапрабху находят великое наслаждение в чтении "Вриндавана-шатаки" Прабодхананды, содержащей восторженное прославление Вриндавана Дхамы. Его "Навадвипа-шатака" в чем-то подобна этой работе: сходным образом она прославляет Навадвип. Воистину ничто во всем мире не может сравниться с его "Радха-раса-судха-нидхи". С чисто литературной точки зрения за "Чайтанья-чаритамритой" не признают столь же высокий уровень, хотя, конечно, она в высшей степени дорога бхактам, вкушающим сладость преданности Господу Хари. Преданный отводит произведению высшее или низшее место, исходя из своих собственных ощущений, и, тем самым, духовные настроения Враджа-бхакти могут быть восприняты лишь читателем, совершившим в своих прежних жизнях достаточно благочестивых деяний.

    В своих заметках об исследованных им рукописях, профессор Ауфрехт (Aufrecht) приписывает перу Прабодхананды Сарасвати еще одну книгу - "Вивека-шатаку", рукопись которой принадлежала покойному Рама Дас Сену из Берхампора. В числе произведений Прабодхананды Ауфрехт называет, также, "Сангита-мадхаву". Сумев разыскать эту работу, мы опубликовали ее в "Саджджана-тошани" (Vol. 18, 5-12).

    Известно, что "Чайтанья-чандрамрита" весьма широко разошлась по всей Бенгалии, и что ее прочтение очищает даже людей, совершенно не признающих Шри Чайтанью Махапрабху; это произведение коренным образом изменяет чувства, испытываемые ими в глубинах их сердца. Было бы лишним упоминать о том, что преданные Шри Чайтанье, читая ее, погружаются в океан неописуемого блаженства. Воистину, этому совсем не следует удивляться! Ведь если Сам Повелитель Голоки, придя, находит приют в чьем-то доме и принимает служение хозяина целых четыре месяца, то как же Ему не наградить все семейство самой редкой, изысканнейшей формой любви к Богу? Благословенные члены такого семейства естественным образом, и в изобилии, обретут эту бесценную любовь, а от них и мы, при всей нашей незначительности, можем надеяться получить, на наше великое счастье, несколько ее оставшихся капель.

    Пракашананда Сарасвати

    Известно, что Прабодхананду нередко принимают ни за кого иного, как за санньяси-имперсоналиста Пракашананду Сарасвати, некогда проживавшего в Бенаресе. Подобный подход не представляется нам убедительным по следующим причинам:

    Первое упоминание о Пракашананде Сарасвати мы находим в третьей главе Мадхья-кханды "Чайтанья Бхагаваты", в которой сказано:

    "В Набадвипе Господь со Своими последователями непрестанно купался в волнах счастья преданности. В один из дней, услышав стих, прославляющий Вараха-аватару, Господь, рыча в самозабвенном восторге, устремился к дому Мурари Гупты. Почтив Господа хвалебным гимном, Мурари тем самым успокоил Его, но тут же Господь в гневе обрушился на некоторые места из Вед: "Веды утверждают, что у Меня нет ни рук, ни ног, ни лица, ни глаз, и тем самым насмехаются надо Мной. В городе Каши живет обманщик Пракашананда и учит людей имперсонализму, тем самым рассекая Мое тело на мелкие части. Он говорит, что Веда отрицает наличие у Меня тела. Сейчас все его собственное тело поражено проказой, и, все же, он и теперь не признает Моей нематериальной формы. Суть всех жертвоприношений, Мое тело совершенно чисто. Брахма, Шива и прочие боги прославляют Мой образ и Мои деяния. Какова же дерзость этого обманщика, утверждающего, что тело Мое иллюзорно, в то время как существа очищаются и обретают заслуги, просто приходя в соприкосновение с Ним" (Чайтанья Бхагавата, 2.3.35-40).

    Описанное здесь событие произошло где-то между 1504 и 1509 годами христианского летоисчисления. Известно, что Махапрабху посетил Шрирангам в 1512-м; именно к этому году относится первое упоминание о Прабодхананде и его братьях. Эти три брата были вайшнавами-последователями Рамануджи в традиции сампрадайи Шри, признававшими, тем самым, вечность Нарайяны, Пракашананда же был одним из виднейших сторонников учения Шанкары, санньясином-майявади. Только безумием можно объяснить слова некоторых людей, утверждающих, что Прабодхананда и Пракашананда могли быть одною и той же личностью.

    Кроме того, Мадхья-кханда "Чайтанья Бхагаваты" содержит следующее упоминание о Пракашананде Сарасвати:

    "В ходе Своей речи Господь был внезапно охвачен священным духом и, стиснув зубы, в гневе произнес следующие слова: "Своими проповедями санньяси Пракашананда, живущий в Каши, рассекает Мое тело на части. Обучая людей Веданте, этот обманщик не признает Моего нематериального образа. Я поразил его тело проказой, и, все же, он и теперь не достиг понимания. Как может этот обманщик называть иллюзорным Мое тело - источник бесчисленных вселенных? Поскольку ты служишь Мне, о Мурари, Я скажу тебе правду: любой, кто не признает Моей духовной формы, обречен на уничтожение. И Мои деяния, и Моя лила действительно существуют, воистину существует и Моя обитель. Всякий, отрицающий это, будет повержен. Хотя достоинства Господа уничтожают неведение человека, услышавшего о них, тот порочный наставник называет их иллюзорными. Всякий, столь мало привязанный к Моему святому имени, никогда не поймет Моего прихода на Землю" (Чайтанья Бхагавата, 2.10.31...44).

    В то время Пракашананда Сарасвати был виднейшим из экаданди-санньяси, последователей Шанкары, в то время как Прабодхананда был триданди-санньяси традиции Рамануджи, пришедшим в Шрирангам из Майсора. Вайшнавы традиции Шри, отрекшиеся от семейной жизни, не принимают одинарного посоха (экаданду), по которым обычно узнают шанкаритов. В обычае этих вайшнавов - принимать тройной посох (триданду) и титул Рамануджарьясвами. Кроме того, мы знаем, что майявади Пракашананда проживал в Каши, а вайшнав Прабодхананда избрал местом своего жительства Камьяван. Первый из них был уроженцем севера, а второй - уроженцем юга. Первый из них был имперсоналистом, сторонником философии монизма, второй - преданным, первоначально исповедовавшим вишиштадвайтаваду Рамануджи, а затем обратившимся к ачинтья-бхедабхеда-ваде Махапрабху. Первый из них был врагом Вишну и вайшнавов, и лишь после обращения стал преданным, второй же был гуру Гопала Бхатты Госвами, ачарьи Гаудийя-вайшнава-сампрадайи и вечного спутника Чайтаньи Махапрабху. Всякий, кто называет почитаемого гуру и дядю Гопала Бхатты Госвами майявади и врагом вайшнавов и Вишну - не вечно совершенный преданный высочайшего уровня, а порабощенная иллюзией душа, вовлеченная в оскорбления, которые, несомненно, приведут ее в ад.

    Подробное описание обращения Пракашананды Сарасвати приведено в двух местах "Чайтанья Бхагаваты" - в Ади-кханде, главе 9 и Мадхья-кханде, главе 25. Невозможно представить себе, как человек, бывший тогда майявади (обращение Пракашананды произошло после 1504, но ранее 1509 года), мог стать искушенным вайшнавом-философом, дуалистом и жить в Южной Индии в 1512-м, а затем вновь превратиться в одного из виднейших майявади Каши в 1514 году. Вот почему любая попытка выдать Пракашананду и Прабодхананду за одно и то же лицо - свидетельство крайнего невежества, и подобное искажение вайшнавской традиции дает нам серьезный повод для огорчения.

    Свидетельство смирения Прабодхананды - его переданная через Гопала Бхатту просьба не описывать его деяния в "Чайтанья-чаритамрите". Невозможность для Кришна Даса Кавираджа Госвами пренебречь указанием Прабодхананды и стала причиной сегодняшних разногласий. Если бы Прабодхананда мог предвидеть, что результатом его умолчания станет заблуждение людей, а самого его станут считать человеком, чьи проповеди были направлены против вайшнавов и Вишну, он, конечно же, не обратился бы к Кришна Дасу с подобной просьбой. Это поймет каждый читатель "Бхакти-ратнакары". Автор данной книги пишет:

    "Гаурачандра был сокровищем жизни Тирумалаи, Венкаты и Прабодхананды. Бывшие прежде почитателями Лакшми-Нарайяны, по милости Господа они обратились к поклонению Радхе и Кришне... Трое этих преданных изумлялись, как могут они продолжать жить в отсутствие Господа, недоумевали, кто будет шутить с ними и кто станет сопровождать их к реке Кавери для омовения по утрам... Через четыре месяца, когда Господь уходил, три брата рыдали, и, заключив их в объятия, Махапрабху пытался утешить их. Немало людей прославляло достоинства Прабодхананды, отчего он и стал повсеместно известен под титулом "Сарасвати". Всевышний Господь и Высочайшая Абсолютная Истина, Шри Кришна Чайтанья был столь дорог Прабодхананде, что ни наяву, ни во сне тот не желал знать ничего, помимо Господа" (Бхакти-ратнакара, 1.83-4, 128-9, 133, 135, 149, 150).

    Порой, исходя из текста "Чайтанья-чандрамриты", люди заключают, что некогда, в прошлом, Прабодхананда был почитателем безличного Брахмана. Слепое, без достаточных дополнительных свидетельств, согласие с подобным утверждением создало бы для нас немалые трудности.





×
×
  • Create New...